Главная
Каббала и современность
Духовное и обыденность
Движение в духовное
Центр "Блистающий мир"
Биография
Форум
Гостевая
E-mail
| |
Движение в духовное
Если человек чем-либо занимается, он преследует в этом какую-то цель. Нельзя делать что-то просто так, бесцельность присуща детям и умалишенным.
Но в чем отличие постановки и достижения целей в обычных вещах нашего мира и в духовном?
Когда в нашем, материальном мире, мы достигаем какую-то цель, мы довольны тем, что достигли, а все усилия и препятствия считаем неприятной необходимостью.
Но при достижении духовных целей, хотя тоже необходимо приложить усилия и преодолеть препятствия - это не считается человеком неприятной необходимостью. Наоборот, человек наслаждается от самого процесса движения к духовной цели. И те же усилия, трудности, препятствия воспринимаются им как помощь и подспорье. А все дело в том, что любое достижение целей в духовном возможно только с помощью веры. Поэтому вера подобна жерновам, которые перемалывают зерна раздора и ненависти в чистую муку, пригожую в пищу. Имеется в виду вера в абсолютно доброе управление Творца, преодолевающая постоянно возникающие сомнения в обратном.
Если потеря человеком веры считается для него самым большим несчастьем он ни за что не захочет останавливаться в духовном движении. В книге "Зоар" есть красивое сравнение праведника с акулой. Как акула постоянно в движении, а остановка для нее - смерть, она не сможет думать, так и находящийся на пути духовного развития не может останавливаться в своих усилиях укрепления веры, иначе разум не даст ему удержаться на этом пути, и приведет человеку множество примеров отсутствия управления Творца. Каббалисты назвали это условие "эмуна лемаала ми даат" - "вера выше разума".
То есть в духовном, с одной стороны мы, конечно, должны желать достичь поставленные цели и насладиться результатом после достижения. Но, с другой стороны, мы должны радоваться самому процессу движения и цели. Потому, что достижение духовных целей не бывает спонтанным, как по мановению волшебной палочки, а это постепенный процесс изменения, очищения собственной личности. Поэтому лишь приятие постепенного духовного движения, пути верой за незыблемую константу, даст возможность достичь самые высокие духовные уровни.
Находящийся на пути веры не чувствует усталости, неуверенности или разочарования ни от чего. А наоборот, он доволен тем, что может преодолеть очередное препятствие, а преодолев, ощущает это как не препятствие, а помощь. Это похоже на двойное удовольствие: в процессе движения и после достижения результата. Но это возможно лишь после исправления эгоизма. Потому что исправление и укрепление в вере взаимосвязаны.
Потому каббалисты - это ни в коем случае не отшельники, отгородившиеся от мира непонятными схемами и правилами. А наоборот - постоянное общение, интерес к новостям политики, науки и техники, искусства и др. То есть внешне обычная жизнь. Ведь как укрепиться в вере, отгородившись от мира?
Несколько лет назад я познакомился в Праге с молодыми людьми еврейского движения ХАБАД. Кстати, это термин Каббалы - сокращение трех слов "хохма", "бина", "даат" - обозначает три высшие части "келим" духовного объекта "парцуфа". Эти юноши мне рассказали, что днем изучают "Талмуд", а ночью Каббалу. Естественно, нигде не работали, а жили за счет родителей. Были они бледные и беззащитные, как комнатные растения. Мне их стало жалко. Потому что большие усилия, затрачиваемые ежедневно, вряд ли принесут им продвижение в духовном. А скорее всего сделают их начетчиками и эрудитами, преуспевающими в формальной логике. А все потому, что не имеют возможности укреплять веру и менять намерения действий с эгоистических на альтруистические. Нет движения в духовном смысле.
Кстати, это типичная ошибка многих еврейских организаций и школ. Поэтому получается парадокс. Особи, владеющие ивритом, знающие традиции, занимающиеся Торой не просто стоят на месте в духовном развитии, но еще и становятся тормозом для стремящихся духовно расти, для народа Исраэля, унижают Тору. А, совершенно, казалось бы, далекие от всего названного, только движимые желанием духовного совершенствования и приближения к Творцу, эти личности достигают цели своего творения, становятся носителями идеалов народа Исраэля, возносят Тору или Каббалу - ее тайную часть, все выше и выше. Это нужно понять всем начинающим духовное движение и быть к этому готовым.
Об этом пишет книга "Зоар", когда характеризует нечистые силы - "клипот", которые хотят помешать духовно поднимающимся. Так вот одной из составляющих этик "клипот" есть называющие себя раввинами, руководители общин и школ, построившие синагоги и центры, но яро ненавидящие народ Исраэля, живущие одной мыслью - навредить ему. Еще раз уточню, что "Исраэль" по Каббале от слова исра - прямо и Эль - Бог - каждый человек, независимо от национальности, происхождения, пола и др., желающий приближения к Творцу и духовному развитию.
|